Татьяна Олеговна Павлова

Логопед-дефектолог

вернуться в Полезная информация    
Рекомендации родителям: Как развивать речь у малыша

Дорогие мамы!

Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необхо­димо с первых недель его жизни: развивать его слух, внима­ние, разговаривать, играть c ним, развивать его двигатель­ные умения.


   

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.


Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находя­щий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами?


Развивать общую и тонкую моторику следует параллель­но. На примере простых упражнений на развитие общей моторики— движений рук, ног, тулови­ща— можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.

Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память, речь.


Не уставайте изо дня в день повторять названия действий, направлений, движений, предметов, окружающих ребенка. Наступит день, когда он сам назовет вслед за вами много  раз повторенное слово.


Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ла­дони ребенка, тот их плотно сжимает. Малы­ша можно даже немного приподнять. Одна­ко эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, кото­рый позволяет впоследствии сознательно вы­полнять движения.


Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпу­скать. Чем чаще у ребенка действует хвата­тельный рефлекс, тем эффективнее происхо­дит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.


Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Спе­циалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отно­шения тело и разум, поддерживают мозго­вые системы в превосходном состоянии.


Японский врач Намикоси Токудзиро соз­дал оздоравливающую методику воздейст­вия на руки. Он утверждал, что пальцы на­делены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нерв­ную систему человека. На кистях рук распо­ложено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними свя­занные.


В Китае распространены упражнения ла­доней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шара­ми улучшают память, умственные способно­сти ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердеч­но-сосудистой   и   пищеварительной   систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный то­нус и положительно сказываются на развитие речи ребенка.


В Японии широко используются упраж­нения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает пере­катывание между ладонями шестигранного карандаша.


Талантом нашей народной педагогики соз­даны игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Мно­гие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздейст­вия.  Работы В.М. Бехтерева до­казали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать на­пряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а  речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с са­мого раннего детства.


Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координированно и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями – дер­жать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – зна­чит, у него отстает в развитии мелкая мус­кулатура.


Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь. 


Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.


В начале – самые простые стихи. Их можно читать детям второго года жизни, не отстающим в речевом развитии, или детям постарше, у которых есть заметные трудности в ов­ладении речью и развитии тонкой моторики. Чем дальше, тем сложнее движения рук и пальцев и текст стихов. Прочитайте стихи несколько раз, сопровождая их соответствующими движения­ми. Сначала малыш захочет повторить ваши действия. По­могите ему в этом. Не заставляйте ребенка с первого раза выполнять движения и произносить текст. Рано или поздно ребенок сам попытается произнести последнее слово в каж­дой строчке. Обрадуйте, поддержите его восторженным одобрением. Повторяя после этого чтение стихов, остано­витесь на мгновение, чтобы малыш сам назвал последнее слово. В следующий раз он произнесет два последних сло­ва, а потом всю строчку.


Чтобы подражать движениям людей, животных и даже растений, изображать действия с предметами, ребенок должен сначала увидеть их в реальной жизни (или хотя бы по телевизору). Ребенку нужно получить четкое пред­ставление о свойствах предмета или явления, обозначаемо­го тем или иным словом. Только в этом случае можно го­ворить о точном понимании значения слова и его полном усвоении, а это – одно из необходимых условий овладения произношением слова и развития речи.


Надеюсь, данные рекомендации заставят вас задуматься о развитии речи вашего малыша.


А, вы что делаете для того, чтобы речь вашего малыша развивалась?



Рекомендации родителям: Как развивать речь у малыша