Татьяна Олеговна Павлова

Логопед-дефектолог

вернуться в Полезная информация    
Программа для работы с заикающимися детьми

Коррекционно – воспитательна работа с заикающимися детьми


1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Воспитание внимание к речи. Учить детей внимательно слушать образец речи воспитателя, точно выполнять словесные задания в указанной последовательности.


Упражнения в простейшей самостоятельной ситуативной речи.


Учить детей точно отвечать на вопросы при рассматривании натуральных предметов, игрушек и предметных картин, называя в ответах предмет, его части, форму и цвет, величину предмета и его частей, материал из которого сделан, действия или состояние предмета.


Дети должны научиться отвечать, одним словом на конкретные вопросы при наличии наглядного материала.


В ноябре, пользуясь моделями речи логопеда, дети учатся отвечать на вопросы словосочетаниями и нераспространенными фразами.


Режим максимального ограничения речи (15 – 25 сентября):

  • Работа над постановкой дыхания
  • обучение релаксации
  • подача голоса
  • развитие мышц лица через релаксацию
  • логоритмика
  • артикуляционная гимнастика
  • воспитание слухового внимания
  • воспитание слуховой памяти
  • воспитание зрительного внимания
  • воспитание произвольного поведения: выдержки, самоконтроля, сосредоточенности
  • развитие мелкой моторики 


Период шепотной речи (1 неделя октября) продолжение работы предыдущего периода

  • игры с пением, хороводы
  • координация речи с движением через подвижные игры
  • воспитание голоса и мягкого голосоначала
  • игры на звукоподражание 

Период сопряженной речи - вместе со взрослым (2,3 неделя октября)


Период отраженной речи (4 неделя октября)

  • продолжение работы предыдущих периодов
  • обговаривание ситуаций, предметов, явлений, картинок, процессов, игр, атрибутов 
 
Вопросо–ответная речь (1,2,3,4 неделя ноября)

Ответы словосочетаниями (3-4 неделя)

  • продолжить работу предыдущих периодов
  • ответы на вопросы при наглядной опоре
  • включение речи ребенка в речь взрослого, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает
  • работа над сочетаниями разного характера деятельности: слушать и лепить, рисовать, вырезать и одновременно отвечать на вопрос взрослого
  • учить выделять ударный гласный звук в слове, делать на него опору 

2 период обучения (декабрь, январь, февраль)


Учить детей внимательно слушать и точно выполнять более сложные поручения, внимательно слушать ответы товарищей и более сложные поручения, внимательно слушать ответы товарищей и более сложные модели речи логопеда (развернутые фразы, варианты фраз, рассказы).


Дети должны научиться отвечать без заикания на вопросы логопеда короткими и распространенными фразами при наглядной опоре, используя при  ответах обобщающие понятия, вариативность ответов.

  • учить делать логические паузы
  • выделение ударного гласного звука в слове и опора на него
  • вариативность ответов
  • работа над правильным порядком слова в предложении
  • переход к построению сложно – подчиненных конструкций
  • правильное использование предлогов, согласование числительного  с существительным, прилагательного с существительным, словообразование, употребление падежных окончаний, словарная работа. 


Декабрь Формирование вопрсо – ответной речи.


  • Обговаривание режимных моментов 


Январь


  • фразовая речь
  • вариативность ответов
  • обучение диалоговой речи
  • развернутая фраза за счет определений, дополнений, словоизменений
  • обучение удерживать в памяти, то о чем говорится
  • использование ответов по представлению 


Февраль

  • повторный режим ограничения речи (3,4 неделя)
  • консультации невропатолога
  • составление коллективных рассказов
  • составление индивидуальных рассказов по вопросам
  • вариативность ответов
  • составление рассказов по представлению
  • работа над сходством и различием предметов: предметные картинки или натуральные объекты: а) с помощью конкретных вопросов б) без вопросов
  • словесные дидактические игры 


3 период обучения (март, апрель)


Воспитание внимания к речи. Научить детей внимательно слушать образцы рассказов логопеда, запомнить речевые образцы и вариативно пользоваться ими в своих ответах, быть внимательными к речи товарищей, запоминать и исправлять их ошибки.


Учить детей самостоятельно составлять рассказы по предметной и сюжетной картинке (рассказы описательного характера и сюжетные), самостоятельно придумывать начало или конец рассказа к изображаемому на картине действию без опоры на наглядный материал.


Учить выделять в картине главное и второстепенное, объяснять причинную зависимость. Пересказывать содержание короткого рассказа или сказки по вопросам и без них. Распространять короткую фразу, строя ее в различных вариантах.


Март


  • воспитание свободного общения
  • вырабатывать чувства ритма (продолжение)
  • развитие мелкой моторики (продолжение)
  • произнесение фразы на выдохе
  • деление фразы на короткие логические отрезки
  • деление ударного гласного в слове, опора на него
  • словесные дидактические игры 


Апрель


  • составление рассказов без наглядной опоры, без вопросов
  • пересказ без вопросов
  • составление рассказов путем сравнивания о сходстве и различии предметов, выводы о назначении предметов,их пользе и вреде
  • продолжение работы, проводимой в марте 


4 период обучения (май, июнь)


Закрепление у детей навыков внимательно слушать любого собеседника на занятиях и вне их, спокойно реагировать на замечания, как взрослых, так и товарищей, правильно выполнять любые задания, поручения взрослых.


Продолжить учить детей составлять связные рассказы по картине, из личной жизни, творческие рассказы. Учить  строить сложные предложения, в которых дети используют сравнения, определения, учить выразительно, пересказывать сказки, рассказы, подражая голосам животных и других действующих лиц. Закреплять все формы речи, усвоенные за учебный год.


Май


  • пересказ короткого прочитанного рассказа Л.Н. Толстого, К. Ушинского
  • развертывание рассказа с использованием словарного запаса, знаний грамматики, вариативности ответов
  • рассказ на сравнение предметов (сходство и различие)
  • творческие рассказы о проделанной работе 


Июнь


  • пересказ прочитанной сказки
  • составление рассказов или сказок по данному началу или концу
  • закрепление распространенной фразы в рассказах или сказках с использованием дополнений, определений, суффиксов, префиксов, синонимов, антонимов, различных согласований, предлогов, вариативности
  • рассказ по сюжетной картине: а) главное б) второстепенное 


Программа для работы с заикающимися детьми