Коррекционно – воспитательна работа с заикающимися детьми
1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Воспитание внимание к речи. Учить детей внимательно слушать образец речи воспитателя, точно выполнять словесные задания в указанной последовательности.
Упражнения в простейшей самостоятельной ситуативной речи.
Учить детей точно отвечать на вопросы при рассматривании натуральных предметов, игрушек и предметных картин, называя в ответах предмет, его части, форму и цвет, величину предмета и его частей, материал из которого сделан, действия или состояние предмета.
Дети должны научиться отвечать, одним словом на конкретные вопросы при наличии наглядного материала.
В ноябре, пользуясь моделями речи логопеда, дети учатся отвечать на вопросы словосочетаниями и нераспространенными фразами.
Режим максимального ограничения речи (15 – 25 сентября):
- Работа над постановкой дыхания
- обучение релаксации
- подача голоса
- развитие мышц лица через релаксацию
- логоритмика
- артикуляционная гимнастика
- воспитание слухового внимания
- воспитание слуховой памяти
- воспитание зрительного внимания
- воспитание произвольного поведения: выдержки, самоконтроля, сосредоточенности
- развитие мелкой моторики
Период шепотной речи (1 неделя октября) продолжение работы предыдущего периода
- игры с пением, хороводы
- координация речи с движением через подвижные игры
- воспитание голоса и мягкого голосоначала
- игры на звукоподражание
Период сопряженной речи - вместе со взрослым (2,3 неделя октября)
Период отраженной речи (4 неделя октября)
- продолжение работы предыдущих периодов
- обговаривание ситуаций, предметов, явлений, картинок, процессов, игр, атрибутов
Вопросо–ответная речь (1,2,3,4 неделя ноября)
Ответы словосочетаниями (3-4 неделя)
- продолжить работу предыдущих периодов
- ответы на вопросы при наглядной опоре
- включение речи ребенка в речь взрослого, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает
- работа над сочетаниями разного характера деятельности: слушать и лепить, рисовать, вырезать и одновременно отвечать на вопрос взрослого
- учить выделять ударный гласный звук в слове, делать на него опору
2 период обучения (декабрь, январь, февраль)
Учить детей внимательно слушать и точно выполнять более сложные поручения, внимательно слушать ответы товарищей и более сложные поручения, внимательно слушать ответы товарищей и более сложные модели речи логопеда (развернутые фразы, варианты фраз, рассказы).
Дети должны научиться отвечать без заикания на вопросы логопеда короткими и распространенными фразами при наглядной опоре, используя при ответах обобщающие понятия, вариативность ответов.
- учить делать логические паузы
- выделение ударного гласного звука в слове и опора на него
- вариативность ответов
- работа над правильным порядком слова в предложении
- переход к построению сложно – подчиненных конструкций
- правильное использование предлогов, согласование числительного с существительным, прилагательного с существительным, словообразование, употребление падежных окончаний, словарная работа.
Декабрь Формирование вопрсо – ответной речи.
- Обговаривание режимных моментов
Январь
- фразовая речь
- вариативность ответов
- обучение диалоговой речи
- развернутая фраза за счет определений, дополнений, словоизменений
- обучение удерживать в памяти, то о чем говорится
- использование ответов по представлению
Февраль
- повторный режим ограничения речи (3,4 неделя)
- консультации невропатолога
- составление коллективных рассказов
- составление индивидуальных рассказов по вопросам
- вариативность ответов
- составление рассказов по представлению
- работа над сходством и различием предметов: предметные картинки или натуральные объекты: а) с помощью конкретных вопросов б) без вопросов
- словесные дидактические игры
3 период обучения (март, апрель)
Воспитание внимания к речи. Научить детей внимательно слушать образцы рассказов логопеда, запомнить речевые образцы и вариативно пользоваться ими в своих ответах, быть внимательными к речи товарищей, запоминать и исправлять их ошибки.
Учить детей самостоятельно составлять рассказы по предметной и сюжетной картинке (рассказы описательного характера и сюжетные), самостоятельно придумывать начало или конец рассказа к изображаемому на картине действию без опоры на наглядный материал.
Учить выделять в картине главное и второстепенное, объяснять причинную зависимость. Пересказывать содержание короткого рассказа или сказки по вопросам и без них. Распространять короткую фразу, строя ее в различных вариантах.
Март
- воспитание свободного общения
- вырабатывать чувства ритма (продолжение)
- развитие мелкой моторики (продолжение)
- произнесение фразы на выдохе
- деление фразы на короткие логические отрезки
- деление ударного гласного в слове, опора на него
- словесные дидактические игры
Апрель
- составление рассказов без наглядной опоры, без вопросов
- пересказ без вопросов
- составление рассказов путем сравнивания о сходстве и различии предметов, выводы о назначении предметов,их пользе и вреде
- продолжение работы, проводимой в марте
4 период обучения (май, июнь)
Закрепление у детей навыков внимательно слушать любого собеседника на занятиях и вне их, спокойно реагировать на замечания, как взрослых, так и товарищей, правильно выполнять любые задания, поручения взрослых.
Продолжить учить детей составлять связные рассказы по картине, из личной жизни, творческие рассказы. Учить строить сложные предложения, в которых дети используют сравнения, определения, учить выразительно, пересказывать сказки, рассказы, подражая голосам животных и других действующих лиц. Закреплять все формы речи, усвоенные за учебный год.
Май
- пересказ короткого прочитанного рассказа Л.Н. Толстого, К. Ушинского
- развертывание рассказа с использованием словарного запаса, знаний грамматики, вариативности ответов
- рассказ на сравнение предметов (сходство и различие)
- творческие рассказы о проделанной работе
Июнь
- пересказ прочитанной сказки
- составление рассказов или сказок по данному началу или концу
- закрепление распространенной фразы в рассказах или сказках с использованием дополнений, определений, суффиксов, префиксов, синонимов, антонимов, различных согласований, предлогов, вариативности
- рассказ по сюжетной картине: а) главное б) второстепенное
|