Методика логопедических занятий с косноязычными детьми |
В занятиях с косноязычными детьми мама может использовать два способа:
В процессе постановки необходимого звука мама должна использовать так называемые компенсаторные возможности организма (зрение, слух, кинестетическое или мышечное ощущение и осязание), благодаря чему ребенок легче овладевает правильной артикуляцией и правильным произношением. Сидя перед зеркалом, ребенок видит рот, губы, положение языка мамы при произношении нужного звука; таким образом, зрительное восприятие помогает ему легче ориентироваться и воспроизводить необходимую артикуляцию. Мама фиксирует внимание ребенка на характере правильно произносимого звука, закрепляя его, таким образом, в слуховой памяти ребенка, и предлагает ему внимательно проверить положение своего языка, его движения, связанные с необходимой артикуляцией, определить свои ощущения, например, обращаясь к ребенку, он говорит: «Я поднимаю язык вверх», «Я чувствую холодный ветерок», «Я чувствую, как язык дрожит; и т. п. Мама , прикладывая руку ребенка сначала к своей гортани, потом к гортани ребенка, дает ему возможность ощутить, вибрацию гортани (при произнесении звонких звуков) или отсутствие се (при произнесении глухих согласных) и таким образом научиться различать характер звука в зависимости от участия голоса. У детей старшего дошкольного возраста, необходимо связывать представление о звуке с соответствующей буквой. Это также поможет ребенку лучше различать звуки не только по слуху, но и путем зрительного подкрепления буквой. Логопедические занятия с косноязычными детьми ведутся в определенной последовательности, основанной на принципе перехода от простого к более сложному. Соответственно этому все артикуляционные упражнения распределяются по степени нарастающей трудности в следующем порядке:
Длительность логопедических занятий с одним ребенком от 5 до 10 минут, группового занятия — 15 минут (дети с однородным видом косноязычия объединяются по 2—3 человека). Вид косноязычия: замена звука «к» звуком «т». Цель занятия: воспитать навык дифференциации звуков «к» и «т» в слогах, словах и фразах (постановка правильной артикуляции звука «к» была проведена на предыдущем занятии). Оборудование: зеркало, картинки на слова, включающие звуки «к» и «т». План занятия:
|