Краткий обзор речевых нарушений и причины их возникновения |
Трудности заключаются и в том, что одно и то же нарушение может вызываться разными причинами и, наоборот, одна и та же причина может вызывать различные нарушения речи. Так, например, косноязычие может возникнуть вследствие неправильной работы периферического речевого аппарата, а может быть вызвано и более серьезными, органическими нарушениями центрального или периферического речевого аппарата. Органические — это такие причины, в результате действия которых происходят серьезные нарушения строения анатомо-физиологической структуры периферических или центральных участков речевых механизмов. К функциональным причинам относятся такие, в результате действия которых нарушается лишь функция речевых механизмов при сохранности их нормальной анатомо-физиологической структуры. Таким образом, все речевые нарушения, в зависимости от причин, их вызвавших, можно разделить на две группы: а) органические речевые нарушения и Органические речевые нарушения, в свою очередь, в зависимости от локализации поражения, можно подразделить на: а) органические речевые нарушения центрального происхождения и б) органические речевые нарушения периферического происхождения. К первым относятся такие нарушения, которые возникают в результате органического нарушения центральных участков речевых механизмов, расположенных в коре головного мозга. К органическим речевым нарушениям центрального происхождения относятся алалия, афазия, а также отдельные формы косноязычия. К органическим речевым нарушениям периферического происхождения чаще всего относят такие формы косноязычия, которые возникают на почве врожденных аномалий или повреждений периферической части речевого аппарата (языка, зубов, челюстей, нёба и т. д.). К функциональным речевым нарушениям относятся заикание и косноязычие. Остановимся на краткой характеристике каждого вида наиболее распространенных речевых нарушений.
Тяжелые формы косноязычия делают речь невнятной, затрудняют возможность речевого общения с окружающими. Причины косноязычия могут быть как функциональные, так и органические (как периферического, так и центрального происхождения).
При моторной афазии преобладает нарушение активной речи — человек теряет способность говорить, он не может выражать свои мысли при сохранении некоторого понимания речи. При сенсорной афазии больше нарушено понимание речи. Человек не понимает обращенной к нему речи. В логопедической практике чаще всего приходится встречаться со смешанными формами афазии — с нарушениями и активной речи, и понимания ее. У детей это речевое нарушение встречается сравнительно редко. Оно чаще наблюдается у взрослых.
Кроме перечисленных основных видов речевых нарушений, встречаются и другие, как самостоятельные, так и являющиеся составной частью основных нарушений. К таким нарушениям относятся дефекты грамматического строя языка, голоса, процессов чтения и письма (у детей школьного возраста и взрослых). |