Татьяна Олеговна Павлова

Логопед-дефектолог

вернуться в Полезная информация    
Методика логопедических занятий с косноязычными детьми

В занятиях с косноязычными детьми мама может использовать два способа:
  1. Обучить ребенка правильной артикуляции звука по подражанию, т. е. по показу; ребенок, сидя рядом с мамой перед зер­калом,  воспроизводит его артикуляцию;
  2. Обучить ребенка правильной артикуляции с механической помощью, т.е. путем установки правильного положения языка с по­мощью шпателя, плоской ручки чайной ложки или плоской пласт­массовой палочки.


В процессе постановки необходимого звука мама должна использовать так называемые компенсаторные возможности организма (зрение, слух, кинестетическое или мышечное ощущение и осязание), благодаря чему ребенок легче овладевает правильной артикуляцией и правильным произношением.


Сидя перед зеркалом, ребенок видит рот, губы, положение языка мамы при произношении нужного звука; таким образом, зрительное восприятие помогает ему легче ориентироваться и воспроизводить необходимую артикуляцию.


Мама фиксирует внимание ребенка на характере правильно произносимого звука, закрепляя его, таким образом, в слу­ховой памяти ребенка, и предлагает ему внимательно проверить положение своего языка, его движения, связанные с необходимой артикуляцией, определить свои ощущения, например, об­ращаясь к ребенку, он говорит: «Я поднимаю язык вверх», «Я чувствую холодный ветерок», «Я чувствую, как язык дрожит; и т. п.


Мама , прикладывая руку ребенка сначала к своей гортани, потом к гортани ребенка, дает ему возможность ощутить, вибрацию гортани (при произнесении звонких звуков) или отсутствие се (при произнесении глухих согласных) и таким образом научиться различать характер звука в зависимости от участия голоса.


У детей старшего дошкольного возраста, необходимо связывать представление о звуке с соответствующей буквой. Это также поможет ребенку лучше различать звуки не только по слуху, но и  путем зрительного подкрепления буквой.


Логопедические занятия с косноязычными детьми ведутся в определенной последовательности, основанной на принципе перехода от простого к более сложному. Соответственно этому  все артикуляционные   упражнения   распределяются   по   степени   нарастающей трудности в следующем порядке:
  1. постановка звука (укладка языка в нужное положение) и правильное произнесение отдельного звука;
  2. автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, при стечениях согласных);
  3. дифференциация звука с его парным звуком или тем, которым он раньше заменял данный звук в словах, предложениях и в развернутой речи;
  4. автоматизация звука в словах (звук в начале слова, в середине, в конце);
  5. автоматизация звука в предложениях;
  6. автоматизация звука в разговорной речи.

Длительность  логопедических   занятий  с  одним   ребенком  от 5 до 10 минут, группового занятия — 15 минут (дети с однородным  видом косноязычия объединяются по 2—3 человека).


Примерый плана одного из занятий по устранению косноязычия у ребенка пяти лет.

Вид косноязычия: замена звука «к» звуком «т».


Цель занятия: воспитать навык дифференциации звуков «к» и «т» в слогах, словах и фразах (постановка правильной артикуляции звука «к» была проведена на предыдущем занятии).


Оборудование: зеркало, картинки на слова, включающие звуки «к» и «т».


План занятия:


  • Проверка домашнего задания.
  • Автоматизация звука «к» в слогах и словах.
  • Дифференциация звуков «к» и «т» в слогах.
  • Дифференциация звуков «к» и «т» в словах и фразах.
  • Задание на дом.
 


Методика логопедических занятий с косноязычными детьми