Татьяна Олеговна Павлова

Логопед-дефектолог

вернуться в Полезная информация    
Краткий обзор речевых нарушений и причины их возникновения
Трудности заключаются и в том, что одно и то же нарушение может вызываться разными причинами и, наоборот, одна и та же причина может вызывать различные нарушения речи. Так, например, косноязычие может возникнуть вследствие неправильной работы периферического речевого аппарата, а может быть вызвано и более серьезными, органическими нарушениями центрального или периферического речевого аппарата.


Органические — это такие причины, в результате действия которых происходят серьезные нарушения строения анатомо-физиологической структуры периферических или центральных участков речевых механизмов.


К функциональным причинам относятся такие, в результате действия которых нарушается лишь функция речевых механизмов при сохранности их нормальной анатомо-физиологической структуры.


Таким образом, все речевые нарушения, в зависимости от причин, их вызвавших, можно разделить на две группы:


а)         органические речевые нарушения и

б)         функциональные речевые нарушения.


Органические речевые нарушения, в свою очередь, в зависимости от локализации поражения, можно подразделить на: а) органические речевые нарушения центрального происхождения и б) орга­нические речевые нарушения периферического происхождения.


К первым относятся такие нарушения, которые возникают в результате органического нарушения центральных участков речевых механизмов, расположенных в коре головного мозга.


К органическим речевым нарушениям центрального происхождения относятся алалия, афазия, а также отдельные формы косно­язычия.


К органическим речевым нарушениям периферического происхождения чаще всего относят такие формы косноязычия, которые возникают на почве врожденных аномалий или повреждений пери­ферической части речевого аппарата (языка, зубов, челюстей, нёба и т. д.).


К функциональным речевым нарушениям относятся заикание и косноязычие.


Остановимся на краткой характеристике каждого вида наиболее распространенных речевых нарушений.


  • Косноязычие — это недостаток речи, при котором страдает произношение отдельных звуков, звуковых сочетаний. При этом наблюдается или отсутствие тех или иных звуков, или искажение их произношения, пли замена одних звуков другими. Чаще встречаются дефекты звуков наиболее сложных по способу артикуляции, например: р—л, ш—ж, ч—щ, с—з—ц. Дефекты произношения от­дельных звуков имеют в логопедии свои названия.


Тяжелые формы косноязычия делают речь невнятной, затрудняют возможность речевого общения с окружающими. Причины косноязычия могут быть как функциональные, так и органические (как периферического, так и центрального происхождения).


  • Заикание — это нарушение нормального ритма и темпа речи. Данный дефект речи возникает чаще всего у детей дошкольного возраста. В свете физиологического учения И. П. Павлова о взаимодействии I и II сигнальных систем заикание рассматривается как симптом невроза и свидетельствует о нарушении нормального взаимодействия между двумя основными нервными процессами — возбуждением и торможением. Принято различать два вида причин возникновения заикания — предрасполагающие к заиканию и не­посредственно вызывающие его. В практике приходится встре­чаться с различными видами заикания.


  • Афазия — это полная или частичная потеря речи. Афазия возникает в результате органических поражений речевых зон коры головного мозга. Непосредственными причинами афазии могут быть травмы, кровоизлияния, опухоли мозга. В зависимости от того, какая форма речи больше страдает, различают несколько форм афазии, например моторную и сенсорную. Бывают и другие разновидности. Но вышеупомянутые встречаются наиболее часто.


При моторной афазии преобладает нарушение активной речи — человек теряет способность говорить, он не может выражать свои мысли при сохранении некоторого понимания речи. При сенсорной афазии больше нарушено понимание речи. Человек не пони­мает обращенной к нему речи. В логопедической практике чаще всего приходится встречаться со смешанными формами афазии — с нарушениями и активной речи, и понимания ее. У детей это ре­чевое нарушение встречается сравнительно редко. Оно чаще на­блюдается у взрослых.


  • Алалия представляет собой глубокую задержку речевого развития ребенка в результате раннего поражения речевых участков коры головного мозга. Причинами могут быть интоксикация, психические и механические травмы матери в период беремен­ности, тяжелые заболевания плода (внутриутробный энцефалит и др.).


Кроме перечисленных основных видов речевых нарушений, встречаются и другие, как самостоятельные, так и являющиеся составной частью основных нарушений. К таким нарушениям относятся дефекты грамматического строя языка, голоса, процессов чтения и письма (у детей школьного возраста и взрослых).


Краткий обзор речевых нарушений и причины их возникновения